А еще мы с ребятами проводим лекции дома, уже на протяжении четырех лет. Это что-то вроде квартирника. Например, последняя лекция была по истории техники и оптики. Следующая — моя лекция о появлении интернета.
Я отношу себя к трудоголикам. Уделяю много времени преподаванию и научной деятельности. В прошлом году я успешно выполнил проект «Волоконно-оптические интерферометрические устройства для неинвазивного мониторинга концентрации глюкозы в крови». Задача диагностики глюкозы важна для повышения качества жизни людей с сахарным диабетом. Также я преподаю основы квантовой оптики, квантовые вычисления и квантовую криптографию, волоконно-оптические телекоммуникационные системы. И провожу исследования по применению распределенных волоконно-оптических датчиков в геофизике. С их помощью можно обнаружить залежи нефти и других полезных ископаемых.
Кстати, мои родители преподавали в Политехе на кафедре полупроводников и наноэлектроники, там и познакомились (Улыбается).
Каким студентом были вы сами?
Беспечным, но учился хорошо. Больше всего мне нравилось самостоятельно решать задачи, максимально близкие к тем, которые могли встретиться в реальной жизни. Я много времени уделял научно-исследовательской работе, которую мне посчастливилось проходить под руководством замечательных преподавателей Валерия Тимофеевича Венедиктова и Олега Ивановича Котова. Во время учебы в магистратуре я прошел стажировку в Германии, после чего принял решение продолжить обучение в аспирантуре.
На первом курсе я записался на секцию по физкультуре «Походы выходного дня». Это решение оказалось судьбоносным, потому что именно там я познакомился со своей будущей женой. Могу точно сказать, что походы сформировали мою увлеченность к занятию другими видами спорта — ориентированию и скалолазанию. В Политехе я обрел много друзей, с которыми мы и сейчас общаемся.
Что самое приятное и самое сложное в работе преподавателя?
Мне нравится работать с молодежью. Приятно, что я могу поделиться с ребятами полезной информацией. Для меня работа в университете — это прекрасная возможность учиться чему-то новому: общаться со студентами и коллегами. Также я являюсь членом Совета молодых ученых. В радость — общаться с коллегами из других предметных областей. На мой взгляд, сложное — это заглянуть в голову студентам и понять, будет ли им интересен материал.
Вопрос от студентов: какие качества для преподавателя, на ваш взгляд, самые важные, и что бы вы посоветовали себе, если бы могли вернуться в студенчество?
Эрудированность и знание своего предмета. Убежден, что преподаватель должен разбираться в психологии, а также оставаться жизнерадостным человеком, с которым приятно общаться.
Себе-студенту я бы посоветовал быть более разносторонним и не зацикливаться только на работе, читать художественную литературу. А также уделять больше времени квантовой физике, поскольку сейчас я исследую технологии в этой области.
5 фильмов про ученых-физиков:
Если Вы тоже хотите поучаствовать в проекте и рассказать о себе обращатесь: stepanova_ayu@spbstu.ru