Разработка малогабаритного бортового квантового стандарта частоты для спутниковых систем (руководитель проекта – к.ф.-м.н, доцент кафедры «Квантовая физика» Сергей Викторович ЕРМАК):
Актуальность создания миниатюрных квантовых стандартов частоты обусловлена требованиями минимальных габаритов, веса, энергопотребления, повышенной устойчивости к механическим воздействиям.
Научная и практическая значимость проекта обусловлена разработкой новых методов создания прецизионных опорных источников частоты с минимальными габаритами и энергопотреблением, развитие отечественных наукоемких технологий для производства основных элементов устройства (лазер накачки, интегральная газовая ячейка, малошумящий фотоприемник, интегральная электроника). В результате будут получены физический блок миниатюрного квантового стандарта частоты с электронными узлами; интегральные газовые ячейки.
Устройство определения пространственной ориентации по сигналам космических навигационных систем (руководитель проекта – Антон Сергеевич ДАВЫДЕНКО):
Технология может быть использована для определения пространственной ориентации кораблей, авиационной техники (особенно беспилотных летательных аппаратов), автомобилей, сельскохозяйственной техники, стационарных объектов (например, вышки сотовой связи).
В результате будет создано устройство контроля целостности навигационного поля, предназначенное для определения достоверности навигационного решения за счет использования нескольких антенных элементов, которое с заданной вероятностью выдает сообщение о достоверности навигационного поля в данной точке пространства. Устройство может быть выполнено в малых размерах и использовано в случаях постоянного контроля достоверности навигационной информации (параметры: точность определения углов: 0,5 градуса; частота выдачи результат – не ниже 25 Гц; интерфейсы выдачи – UART, Ethernet; масса не более 400 г; напряжение питания – 12-27 В; потребляемая мощность не более 25 Вт).
Космическая система автоматической идентификации судов (АИС) (руководитель проекта – д.т.н., профессор Высшей школы прикладной физики и космических технологий, директор ИФНиТ Сергей Борисович МАКАРОВ):
Комплекс состоит из базовой наземной станции и 18-30 наноспутников. Обработанная информация о местоположении, времени и типе судна (груза) передается в компьютерную сеть для логистических компаний и частных пользователей.
Система наноспутников может применяться на высотах 400-600 км для сбора данных с судов и передачи информации в единый наземный пункт приема для логистических компаний, индивидуальных пользователей, судовладельцев и др.
Актуальность проекта: современные системы АИС обладают низкой эффективностью вследствие высокого уровня внутрисистемных помех, создаваемых сигналами судов в зоне обзора спутника. Потери информации о местоположении судов из-за этих помех достигают 90%. Исследования по повышению достоверности обнаружения судов в С-АИС ведутся Европейским космическим агентством (проект SAT-AIS), компаниями exactEarth (Канада) и Orbcomm (США), а также АО «Российские космические системы». Особенностью проекта является повышение достоверности обнаружения в спутниковой С-АИС. Исследования проводятся в двух направлениях – бортовая обработка принимаемой смеси судовых сигналов АИС на базе доплеровской фильтрации и наземная обработка группового сигнала с использованием алгоритмов «слепого разделения источников».
Научная и практическая значимость проекта заключается в создании нового способа борьбы с коллизиями, основанного на доплеровской фильтрации принимаемого сигнала. Практическая значимость работы с С-АИС заключается в создании международной кооперации университетов и предприятий для проведения исследований области деколлизионной обработки сигналов С-АИС.
Текст: Инна ПЛАТОВА